Отчет (доклад) об антимонопольном комплаенсе за отчетный период 2020-2022 гг.
Согласован:
Глава Конаковского района
Лобановский О.В.
«_28_» _____ 02 ____ 2023
Отчет (доклад) об антимонопольном комплаенсе за отчетный период 2020-2022 гг.
г.Конаково 28.02.2023
В целях внедрения Антимонопольного комплаенса Администрацией Конаковского района Тверской области принято Постановление от 22.04.2019 № 208 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Администрацией Конаковского района Тверской области».
Указанным Постановлением утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Администрацией Конаковского района (далее – Положение) и ответственным за функционирование антимонопольного комплаенса назначен Отдел внутреннего финансового контроля и надзора Администрации Конаковского района Тверской области (далее – Отдел контроля).
Антимонопольный комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения, то есть направленных на недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
Согласно Положению антимонопольный комплаенс распространяется на Администрацию Конаковского района Тверской области (далее – Администрация), отделы в составе Администрации (далее – Отделы Администрации) и самостоятельные структурные подразделения Администрации (далее – самостоятельные подразделения Администрации).
Итак, согласно Положению в перечень мероприятий, проводимых в рамках функционирования антимонопольного комплаенса, входят:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Отделов и самостоятельных подразделений Администрации за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ нормативных правовых актов Администрации, касающихся вопросов антимонопольного комплаенса;
3) анализ проектов нормативных правовых актов Администрации, касающихся вопросов антимонопольного комплаенса;
4) мониторинг и анализ практики применения Отделами и самостоятельными подразделениями Администрации антимонопольного законодательства;
5) проведение оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий отделами и самостоятельными подразделениями Администрации по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Результат осуществления вышеуказанных мероприятий Отделом контроля оформляется в виде проекта доклада об антимонопольном комплаенсе, который направляется Главе Конаковского района на согласование, а затем в Общественный совет Конаковского района для его утверждения.
Отделом контроля в рамках антимонопольного законодательства за отчетный период осуществлены предусмотренные Положением мероприятия и получен следующий результат:
1) В целях проведения анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Отделов и самостоятельных подразделений Администрации за предыдущие 3 года (2020-2022 гг), проведения мониторинга и анализа практики применения отделами и самостоятельными подразделениями Администрации антимонопольного законодательства руководителем Отдела контроля в январе 2023 года разосланы всем Отделам и самостоятельным подразделениям Администрации соответствующие запросы о предоставлении необходимой информации.
Согласно представленной информации установлено, что в отношении самостоятельных подразделений Администрации со стороны федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (далее – УФАС) в 2021 и в 2022 годах не выносились предостережения, предупреждения, не возбуждались дела, жалобы не поступали.
Однако, в 2020 году УФАС в результате рассмотрения заявления ООО «ФОТОН» в отношении Управления образования администрации Конаковского района выдано 1 (одно) предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Суть выявленного УФАС нарушения заключался в ограничении количества организаций, с которым возможно заключение контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации, создание для одной организации льготных условий доступа на рынок указанных услуг. Управление образования администрации Конаковского района исполнило указанное предупреждение в установленный срок.
Также установлено, что за период 2020-2022 гг. в УФАС Тверской области поступило и рассмотрено 9 (девять) жалоб на действия Администрации, действующей в качестве Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ).
В результате рассмотрения данных жалоб:
- 3 (три) жалобы признаны обоснованными и выдано по ним 2 (два) предписания об устранении нарушений,
- 2 (две) жалобы признаны частично обоснованными и выдано 2 (два) предписания;
- 4 (четыре) жалобы признаны необоснованными, в результаты рассмотрения 1 (одной) из них также выдано 1 (одно) предписание об устранении нарушений в связи с выявлением нарушений законодательства в закупке, не связанных с предметом жалобы.
Обращаем внимание на то, что выявленные нарушения относятся к нарушениям законодательства о контрактной системе, а не непосредственно к нарушениям антимонопольного законодательства.
Информация по данным жалобам и результатам их рассмотрения представлена в Таблице настоящего Отчета.
Таблица
наименование Заявителя/ Дата жалобы |
Суть жалобы (кратко) |
дата и номер Решения УФАС |
нарушения Закона №44-ФЗ (статьи) |
результат рассмотрения жалобы |
наличие Предписания |
2020 год |
|||||
ПАО "Мобильные ТелеСистема" Жалоба от 14.01.2020 |
несоответствие законодательству документации (в том числе проекта контракта) электр. аукциона услуг подвижной радотелефонной (сотовой) связи |
от 21.01.2020 №05-6/1- 7-2020 |
ст.64 |
Жалоба признана частично обоснованной |
предписание от 24.01.2020 №05-6/1-7-331ЯШ (привести проект контракта в соответ. с законом) |
ООО "МегаСтрой" Жалоба от 29.06.2020 |
несоответствие законодательству документации электр. аукциона на работы по капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети муниципальных образований |
от 06.07.2020 №05-6/1- 230 |
ст.34 |
Жалоба признана не обоснованной, но выявлены нарушения законодательства |
предписание от 06.07.2020 №05-6/1-230-2020 (привести проект контракта в соответ. с законом) |
2021 год |
|||||
ООО «СТИГМАТРАНС», Жалоба от 03.02.2021 |
несоответствие законодательству документации электр. аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети муниципальных образований |
от 11.02.2019 №05-6/1-13-766ЕК |
|
Жалоба признана не обоснованной |
Предписа-ние не выдано |
ООО "ДЖУЛИ" Жалоба от 12.12.2020 |
несоответствие законодательству документации электр. аукциона на работы по капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети муниципальных образований |
от 18.01.2021 №05-6/1- 02-194ЕК |
ст.34, ст.64 |
Жалоба признана не обоснованной, но выявлены нарушения законодательства |
Предписание не выдано |
ООО "Спецдорстрой" Жалоба от 26.02.2021 |
несоответствие законодательству документации электр. аук. на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым терри-ториям мнкв домов населенных пунктов |
от 03.03.2021 №05-6/1- 28-1297ЕК |
ст.66 |
Жалоба признана обоснованной |
предписание от 03.03.2021 №05-6/1-28-2021 (отменить протокол итогов эл.аукц., провести его повторно) |
ООО "Контракт" Жалоба от 21.04.2021 |
несоответствие законодательству документации электр. аукциона по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов |
от 27.04.2021 №05-6/1- 68-2021 |
ст.37 ст.67 ст.96 |
Жалоба признана частично обоснованной |
предписание от 27.04.2021 №05-6/1-68-2021 (привести проект контракта в соответ. с законом) |
ООО "ДЖУЛИ" Жалоба от 21.04.2021 |
несоответствие законодательству док-ции эл. аукциона по ремонту дворовых территорий многокв-ых домов, проездов к дворовым территориям многокв-ых домов населенных пунктов |
от 27.04.2021 №05-6/1- 67-2021 |
ст.37 ст.67 ст.96 |
Жалоба признана не обоснованной, но выявлены нарушения законодательства |
Предписание не выдано |
2022 год |
|||||
ООО "Контракт" Жалоба от 15.02.2022 |
несоответствие законодательству документации электр. аукциона на вып-ние работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения 3-го класса Конаковского района |
от 25.02.2022 №05-6/1- 11-1211ЕК |
ст.31 ст.34 ст.37 ст.43 ст.94 |
Жалоба признана обоснованной |
предписание от 25.02.2022 №05-6/1-11-1211 ЕК (отменить протоколы эл.аукц., провести его повторно) |
ИП Меньшиков Р.А. Жалоба от 15.02.2022 |
несоответствие законодательству документации электр. аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения 3-го класса Конаковского района |
от 25.02.2022 №05-6/1- 11-1212ЕК |
ст.31 ст.34 ст.37 ст.43 ст.94 |
Жалоба признана обоснованной |
Предписание не выдано |
Во исполнение поручения Президента РФ от 23.05.2019 №Пр-907 УФАС в 2020 году в отношении Администрации осуществлены 2(две) внеплановые камеральные проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении электронных аукционов на работы по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения (в п.1-е Мая и в с.Селихово). В результате выявлены нарушения законодательства, не повлиявшие на результат определения подрядчика, соответственно, предписания не выдавались. При рассмотрении жалоб УФАС осуществлял внеплановые камеральные проверки.
Наличие фактов привлечения к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц Администрации и самостоятельных подразделений Администрации или в виде их дисквалификации за период 2020-2022 гг. не установлено.
2) анализ проектов нормативных правовых актов Администрации, касающихся вопросов антимонопольного комплаенса, в 2022 году не осуществлялся, так как от разработчиков проектов нормативных правовых актов Администрации не поступало предложений об осуществлении данного комплаенса в соответствии с Положением.
В целях осуществления анализа нормативных правовых актов Администрации, касающихся вопросов антимонопольного комплаенса, были проанализированы подшивки Постановлений Администрации с 01.01.2022 по 31.12.2022 на предмет наличия норм, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства. В результате был составлен перечень нормативных правовых актов Администрации, которые могут касаться вопросов антимонопольного законодательства (далее – перечень Актов). В соответствии с Положением на официальном сайте Конаковского муниципального района Тверской области в январе 2023 года были размещены сформированный перечень Актов с приложением текстов таких нормативных правовых актов, а также уведомление о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню Актов.
За период, установленный для сбора замечаний и предложений организаций и граждан, ни в Администрацию, ни в Отдел контроля не поступили ни одно замечание и предложение. Следовательно, отсутствует необходимость в составлении доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Администрации, касающихся вопросов антимонопольного комплаенса, на основе поступивших в Отдел контроля замечаний и предложений организаций и граждан.
3) В целях проведения оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства рассчитаем следующие ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса:
1. Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства (по сравнению с 2017 годом):
где знаменатель в расчете – это количество нарушений антимонопольного законодательства соответственно в 2020, 2021 и 2022 году.
Ключевой показатель "коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Отделов и самостоятельных подразделений Администрации (по сравнению с 2017 годом)" коррелируется с ключевым показателем мероприятий, предусмотренным подпунктом «б» пункта 1 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (далее - Национальный план), утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», а именно: «снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом».
В 2020, и в 2021 году наблюдается повышение количества выявленных нарушений с 2 до 5 и с 2 до 4 (1 нарушение в 1 закупке по 2 жалобам) соответственно. Ключевой показатель равен 0,4 (в 2020 году) и 0,5 (в 2021 году), следовательно, по данному показателю уровень риска нарушения антимонопольного законодательства и в 2020, и в 2021 году определяем как существенный.
В 2022 году наблюдается снижение количества выявленных нарушений. Более того, 2 решения УФАС по Тверской области приняты по 2 аналогичным жалобам на одну и ту же закупку, то получается, что это одно и тоже нарушение. Следовательно, ключевой показатель равен 2 и уровень риска нарушения антимонопольного законодательства в 2022 году определяем как незначительный.
2. Ключевой показатель «доля проектов нормативных правовых актов Администрации, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства» в 2022 году не рассчитывается в связи с тем, что не проводился соответствующий анализ проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов антимонопольного комплаенса (отсутствие соответствующих обращений от разработчиков проектов нормативных правовых актов Администрации).
3. Ключевой показатель «Доля нормативных правовых актов Администрации, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства»:
где Днпа - доля нормативных правовых актов Администрации, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
Кпнпа - количество нормативных правовых актов Администрации, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде);
КНоп - количество нормативных правовых актов Администрации, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде).
Полученный результат «неопределенность» не позволяет оценить уровень рисков нарушений антимонопольного законодательства по данному ключевому показателю.
В целом исходя из ключевых показателей оценки практики применения отделами и самостоятельными подразделениями Администрации антимонопольного законодательства, уровень рисков нарушений антимонопольного законодательства при организации антимонопольного законодательства за период 2020-2022 гг оценивается как незначительный.
Исполнитель:
Руководитель отдела внутреннего
финансового контроля и надзора
Администрации Конаковского района
Тверской области Слепышева С.Е.