Собеседование по русскому языку как допуск к ГИА у девятиклассников

В 2017–2018 учебном году Тверской регион входит в число регионов России, которые начинают апробацию модели итогового собеседования по русскому языку в 9 классах. Устное собеседование по русскому языку вводится для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования станет для учащихся девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации (далее ГИА).

2018 год станет для наших общеобразовательных учреждений годом апробации, т.е. результаты собеседования в этом учебном году не будут влиять на допуск учащихся к ГИА.  Обязательным итоговое собеседование Рособрнадзор планирует сделать с 2018–2019 учебного года.

Апробация модели итогового собеседования по русскому языку для учащихся 9 классов планируется на февраль 2018 г.

Рособрнадзор уже ведет подготовку текстов, тем и заданий для итогового собеседования по часовым поясам. Комплекты заданий учреждения получат через федеральный Интернет – ресурс не позднее чем за 30 мин. до начала проведения итогового собеседования.

Что же будет представлять из себя устное собеседование по русскому языку?

В комплект заданий (называются они контрольно-измерительные материалы - сокращенно КИМ) войдут четыре задания:

1 задание - выразительное чтение небольшого текста вслух (текст научно – публицистического стиля). Подготовка к ответу - 2 мин.; 

2 задание - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (подготовка к пересказу - 1 мин.); 

3 задание - монологическое высказывание по одной из выбранных тем (темы предложены в КИМ); 

4 задание - диалог с экзаменатором-собеседником по теме предыдущего задания(без подготовки). 

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.  

В третьем задании ребятам предлагается выбрать один из трех предложенных вариантов беседы с экзаменатором: описание фотографии (например, тема 1- Праздник), повествование на основе жизненного опыта (например, тема 2 –Поход, который запомнился мне больше всего), рассуждение по одной из сформулированных проблем (например, тема 3- Всегда ли можно следовать моде?).

На выполнение всей работы каждому ученику будет отводиться в среднем 15 минут.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах, в отдельных аудиториях с оборудованными рабочими местами. В ходе собеседования, и это очень важно, будет вестись аудиозапись ответа ученика. В каждой аудитории будут присутствовать экзаменатор – собеседник и эксперт (учитель русского языка и литературы, не работающий в 9 классах данной школы).

Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Максимальное количество баллов за всю работу– 14, минимальное количество баллов- 8 (на «зачет»).

Очень важно уже сейчас учащимся 9-х классов начать подготовку к итоговому собеседованию. И здесь им поможет Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку, который опубликован на сайте Федерального института педагогических измерений - fipi.ru в разделе ОГЭ / Демоверсии, спецификации, кодификаторы. Назначение демонстрационного материала заключается в том, чтобы помочь ребятам составить представление о структуре будущих заданий, их количестве, об уровне их сложности.

В настоящее время ведется работа по внесению изменений в действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в части, регламентирующей организацию и проведение итогового собеседования по русскому языку. 

 

 

Заведующий отделом дошкольного,

общего и дополнительного образования Л.Н.Кулиева